Знаковые культурные герои современности

Красный Саша Белый, который так и не стал оранжевым

Саша Белый — красный культурный герой той эпохи, в которую красный цвет давно перестал быть ведущим, и тем не менее, постоянные скатывания в красный остались очень актуальными по всему миру. Фильм «Бригада» вышел в 2002 году, когда воспоминания о 90-х были еще очень свежи в памяти советско-постсоветского поколения. Фильм стал режиссерским дебютом никому не известного Алексея Сидорова, «гангстерская сага» которого стала для нас тогда подлинным взрывом мозга. Сценарий фильма писался в 1998, во время дефолта. Съемочная группа консультировалась при его написании как с представителями спецслужб и милиции, так и криминалитета.

Помню как, работая тогда в школе, я наблюдала за шестиклассниками, которые сбивались в стайки по 4 и называли себя «братьями», копируя внешний вид, повадки и говорок бригады Саши Белого. Помню свою полную растерянность от того, что я не знала как на это реагировать. Фильм «Бригада» по своему «социокультурному» значению был противоречивым как сама жизнь. Свет и тьма перемешались в нем в настолько сложном симбиозе, что смелость резко их разграничить (а значит, навешать ярлыки) брали на себя только очень самоуверенные «критики», тяготеющие чаще всего к «синим ценностям» в терминах спиральной динамики.

Герои фильма — молодые люди с однозначно красным, в данном случае не героическим (времена древних героев прошли), а бандитским видением мира. Но вся сложность взаимоотношений добра и зла в фильме как раз в том, что ребятки стали бандитами не потому что были бандитами по натуре, а потому что «жизнь такая». Задушевное пение «братьями» на свадьбе Саши Белова песни из фильма «Генералы песчаных карьеров» отсылает нас к тем «западным» проблемам, которые еще недавно считались у нас совершенно невозможными, но теперь капитализм восторжествовал, человек перестал быть человеку «другом, товарищем и братом», «оттуда» пришел принцип «человек человеку волк». А ценности синей парадигмы — закон и порядок — во многом выстраданные западным капитализмом в долгой классовой борьбе, к нам так и не зашли в силу вековой ментальности нашего народа, поскольку на вопрос «Как там в России?» во все времена следует один ответ «Воруют!».

Принцип «воруют», помноженный на «человек человеку волк», это красный в квадрате, то есть та еще гремучая смесь на всех уровнях власти официальной и криминальной. В фильме именно этот перемешанный клубок бандитов, бизнесменов, ментов, КГБистов, и даже «Самих» (герой А.Белявского) держит градус накала страстей, когда понимаешь, что водораздел между добром и злом проходит вовсе не по «правильной» линии: вся милиция и власть хорошие, все бандиты плохие. Мы понимаем, что свет и тьма до предела напряжены в противостоянии внутри души каждого героя, что в бандите Саше Белом света больше, чем в менте Владимире Каверине, а очень положительная Оленька Белова иногда откровенно раздражает. Потому симпатии наши на стороне Саши Белого и его бригады, но мозг наш при этом не забывает, что симпатизируем мы все же криминальной группировке, из тех, которых в нормальном обществе быть не должно.

Понимаем мы также, что у нас ненормальное общество, где даже очень правильные менты из тех, которые могут с гордостью не покривив душой сказать о себе «я — офицер», часто не имеют возможности бороться с преступностью «правильными» законными методами, и вынуждены применять методы незаконные… возвращая нас к спору других культовых героев «гангстерской саги» Жиглова с Шараповым «можно или нельзя подбрасывать вору кошелек, чтобы его задержать».

И бандит, и офицер в своих разборках считают, как и положено в красной парадигме, что «круче меня только вареные яйца» (фраза Космоса). Но такую симпатичную нам человечность обоих демонстрирует момент, когда они вдруг вспоминают Того, кто круче их… Странно видеть в типичном ментовском кабинете икону Николая Чудотворца, но в сущности это знаки одной и той же парадигмы — синей. Хотя ментовка, пожалуй, является красно-синей, а икона — знак парадигмы чисто синей.

Саша Белов в сущности своей хороший парень, он не хочет всю жизнь быть бандитом, понимает, что его сыну нужен положительный пример. Он хранит память о матери, у которой слишком часто из-за него болело сердце.

Типичный ход бандитов 90-х в таких случаях — легализовать свои доходы и войти в политику. Команда Александра Белова начинает эту партию одновременно с командой Владимира Каверина и выигрывает. В период предвыборной компании команда Белова почти бескорыстно совершает «добрые дела», часто вводя при этом в шок простых «добрых людей» (вспомним эпизод, когда шкафоподобный посланец «доброй воли» вламывается в дверь к старушке, предлагая починить кран, и та падает в обморок).

После победы на выборах для Александра Белова открыт прямой социальный лифт в оранжевую парадигму. Для этого есть все внешние условия, надо только работать над собой внутренне, меняя привычки, ведь в оранжевой системе ценностей конкурентная борьба тоже есть, и довольно жесткая, но ведется она БЕЗ КРОВИ.

Однако Белову снова помешал Каверин, организовавший убийство всех его друзей.

В этот самый драматичный момент Саша Белый попадает в самую серьезную точку бифуркации своей жизни: ему надо сделать окончательный выбор парадигмы — все та же красная или все-таки оранжевая. Ведь путь в политику ему открыт, он выиграл выборы, его мечта осуществилась, хоть и через страшную жертву (мечты вообще-то без жертв не сбываются). Отомстить Каверину можно было бы и в рамках оранжевой парадигмы, но опять же — без крови. И Саше Белову об этом говорят все, все просят «не включать ответку», другие банды и даже отец погибшего Космоса. Но Белов остается все тем же красным Белым со своей фразой «что же вы все из меня толстовца делаете». Привычки слишком укоренились, он уже не представляет себе что можно по-другому, кровная месть оказывается важнее любимой женщины, будущего собственного сына и памяти матери.

Эта кино история лишний раз показывает, что ценностные стадии проживаются последовательно: после красной идет синяя, и лишь за ней оранжевая. Синяя — это дисциплина, порядок, закон. Нельзя переходить на оранжевую стадию, если не понимаешь что такое дисциплина, порядок, закон. Собственно, это проблема не только Саши Белого, но и большинства представителей советско-постсоветской ментальности. Будучи вовсе не бандитами, а простыми слесарями, врачами, работниками ЖЕКов, бухгалтерами, чиновниками и т.д. и т.п., созрев и состоявшись во вроде бы синей бюрократизированной до ужаса парадигме, мы все вместе так и не научились понимать, что такое закон и порядок, продолжая каждый на своем большом и маленьком месте жить под лозунгом «воруют!».

С момента выхода «Бригады» прошло 16 лет, но положительный аспект оранжевой ценностной парадигмы по-прежнему остается для большинства из нас таким же непонятным, как и раньше. Как ни странно, оранжевая для нас даже более загадочна, чем зелёная…

Композитор Алексей Анатольевич Шелыгин. Не в этой жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *