Жак Фербер о спиральной динамике: переводы с французского

Анализ нападений на Шарли Эбдо в свете Спиральной Динамики

Автор статьи Жак Фербер

Charlie et la Spirale

Перевод с французского Анна Сурина

Как и многих, меня глубоко взволновали нападения на Шарли Эбдо. Это был эмоциональный взрыв, сильнейший шок и более всего недоумение. Мне потребовалось некоторое время, чтобы осознать произошедшее. Да, во Франции, в Париже, было совершено нападение с убийством художников, интеллектуалов только потому, что их картина мира оскорбляла веру других людей. Их убили, потому что они «хулили», потому что нанесли вред Богу, как будто Бог нуждался в защите, тот, который есть Сила, Мудрость и Любовь! Бог велик, а убийство мелко: оно вернуло к первичным импульсам бытия, в то время как религия и духовность способствуют нашему росту и открывают лучшее в нас. В какой момент этот ужас стал возможен?

Всё это погрузило меня в великую печаль. Моя юность была омыта рисунками Кабу и Волински (других я знал меньше) (Жан Кабу и Джордж Волински — карикатуристы Шарли Эбдо, расстрелянные 7.01.2015 — прим. перев.). Я до сих пор помню выпуск la Une, который заставил меня улыбнуться после смерти Де Голля («Трагический бал в Коломбе: 1 мертвец») с отсылкой к ужасному пожару, произошедшему за несколько дней до этого, приведшему к более сотни смертей на дискотеке, не понимая тогда, почему это настолько шокировало «праведников».

После нападения 7 января я ощутил эту великую коллективную эмоцию, которая, очевидно, путешествовала по Франции, а также по планете. Казалось, что мир стал Шарли. Марш 11 января ознаменовался примирением народов и взаимопониманием. Затем, после выхода первого Шарли Эбдо после нападения, с обложкой, изображающей Мухаммеда, говорящего «все прощено», в некоторых мусульманских странах произошли массовые беспорядки в знак протеста против богохульства журнала. Не все оказались Шарли, и это было трудно понять, кроме как впасть в обычную иллюзию, что «мы правы, а они ошибаются», независимо от того кто «мы» и кто «они». Некоторые решили, что видели столкновение между свободой выражения мнений и варварством или легковерием, в то время как другие завели старую песню о столкновении цивилизаций.

Этапы эволюции картин мира

Но все это не позволяет более точно понять, что происходит. Для этого нам нужно отступить, преодолеть (без банальности) зверство этой резни, чтобы увидеть не только варварство атакующее свободу самовыражения, но понять, что за этим стоит в терминах психических и социальных сил, потому что за убийствами и событиями, за людьми, нациями и религиями, стоят мощные силы, связанные с различием сталкивающихся мировоззрений. И интегральный подход (который включает в себя модель AQAL Кена Уилбера, а также похожую модель Клэра Грейвза, называемую Спиральной Динамикой) позволяет понять эти события, исходя из психосоциальной динамики систем ценностей, помимо личных проблем.

Вместо того, чтобы видеть людей, которые нападают на других людей, эти системы отсчета демонстрируют нам, что речь идет о «мировоззрениях» (картинах мира), которые сталкиваются друг с другом, потому что мы — каждый из нас — является бессознательным носителем систем убеждений, которые формируют наше поведение. Наши мысли, наши ценности, наши способы видеть мир являются коллективными. И иногда эти системы убеждений, управляемые подсознательными пружинами, архетипами, глубоко укорененными в нашей коллективной психике, находятся в напряжении, ожидая только искры, чтобы зажечь фитиль конфронтации.

Согласно интегральному подходу наши картины мира развиваются в соответствии с социальными, технологическими и экологическими условиями, в которых мы живем. Подобно биологической эволюции, коллективные представления и формы мышления также развиваются по мере изменения условий существования. Они образуют основу так называемой «культуры» народа, нации, племени или семьи: определенного способа познания мира и придания ему смысла. Это включает в себя нормы, системы ценностей, а также религиозные убеждения о том, как хорошо, обычно или нормально поступать, и наоборот, как поступать предосудительно, плохо или просто не согласовано, как мы говорим сегодня. Все наши действия, все наши поступки определяются или опосредованы этой системой ценностей, которая являет собой своего рода когнитивные «очки», фильтрующие и освещающие мир.

Однако, вопреки тому, что мы иногда полагаем, системы ценностей не являются произвольными. Общепринятые эволюционные теории как правило свидетельствуют, что когнитивные потребности, а также культурные ценности, необходимые для выживания в лесу, не совпадают с теми, которые управляют жизнью крупных современных промышленных городов.

В концепции Клэра Грейвза и в какой-то мере всех сторонников эволюционного видения мира (таких как Жан Гебсер, Жан Пиаже, Лоуренс Кольберг, Тейяр де Шарден, Кен Уилбер, Сюзанна Кук-Гройтер и многие другие) этот процесс «психо-социо-культурной» эволюции выражается в совокупности течений или стадий развития. Каждый этап поднимается над предыдущим путем вбирания в себя его качеств, подобно тому как следующий этаж дома добавляется к предыдущему этажу. Каждый этап, инициированный конкретными условиями жизни, как правило, решает проблемы, поставленные на предыдущем этапе, привнося каждый раз более широкий и в то же время более дифференцированный взгляд на мир. В то же время эта новая тенденция приносит свою порцию вопросов и проблем, которые не могут быть успешно решены до следующего этапа.

Каждый этап представляет собой уровень существования, характеризующийся системой ценностей, или, используя более технический термин: «цМем», то есть «ценностный мем». Мемы, кроме их использования в Интернете, являются для культуры тем, чем гены для биологии. Мемы — это идеи, убеждения, ценности, культурные информационные единицы, которые передаются от мозга к мозгу, из уст в уста, через средства массовой информации и интернет. Они используют человеческий дух как хозяева, идеи рассматриваются как вирусы. И цМемы (иногда называемые mem-комплексы) — это система таких мемов, организованная в сложную структуру, составляющую картину мира (парадигму), то есть «когнитивные очки», с помощью которых мы видим и создаем мир.

Все вместе эти течения составляют спираль эволюции. Каждый из этапов характеризуется своим именем, цветом, который позволяет лучше запомнить его, а также списком характеристик, которые с ним ассоциируются. Далее представлены эти этапы и их небольшие резюме (смотреть таблицу снизу вверх).

Интегративно-системный,

Желтый

Системное мышление, эволюция, действовать просто в сложном мире, подвижное состояние, компетенция, сети, только необходимые коммуникации, целостность, аутентичность, выравнивание, интеграция противоположностей, локальная акция и глобальное видение

Эмпатийно-релятивный,

Зеленый

Коммуна, консенсус, эмпатия, разделение эмоций и жизни, демократия сопричастности, равенство, релятивизм, деконструкция, ужас от иерархий, эксплуатации, насилия

Индивидуалистски-рациональный,

Оранжевый

Демократия, свобода, равенство, рационализм, сциентизм, конкуренция по правилам («выигрывает лучший»), комфорт, материальный успех, демифологизация (и демистификация), гражданское право, свобода слова и совести, обязанности

Нормативно-иерархический,

Синий

Нерушимые законы, иерархия, божественный порядок, Хорошо и Плохо, чувство вины и прощение, отечество, безвременье, послушание, Истина откровения, иерархия уставов, каждый на своем месте, порядок, мораль, правила правописания, богохульства

Эгоцентрично-импульсивный,

Красный

Господство (доминирование), мужество, ужас (страх унижения), «я делаю что хочу», решение с позиции силы, закон сильнейшего, месть, большой босс, слава, агрессивность, импульсивность, «даже не боится»

Племенной, магический,

Фиолетовый

Слияние с группой, выживание в группе, родственные связи, все вместе, ритуалы, табу, суеверия, важность традиций

Выживание

Бежевый

Поиск физиологического удовлетворения, пред-социальный, индивидуальное выживание, реакция на окружающее, рефлексы, инстинкты, удовлетворение

Спираль и Шарли

Чтобы понять, что привело к атакам 7 января, нужно просто расставить декорации. Появившийся после движений мая 1968 года, следовательно, после появления свободной от догм мысли, Шарли Эбдо любил веселиться, «прикалываться», иногда свирепо и яростно, над всем, что раньше было свято: родина, государство, великие люди и, конечно, Католическая церковь со всеми «праведниками». Это был поворот мысли, революция в выражении: можно (наконец!) вырваться из общепринятых мыслей и традиционных ценностей, можно демонтировать все статуи Командора, все устаревшие институты и создать новый мир. Колюш, Пьер Депрож, Жан-Марк Райзер и многие другие, включая Кабу и Волински высмеивали все предрассудки и устоявшиеся нравы. В то же время философы, такие как Жак Деррида, шаг за шагом рационально деконструировали все структуры, все нормы. Мы вступили в эпоху постмодерна в плане мысли.

Таким образом, Шарли Эбдо является продуктом светского, антиклерикального индивидуалистско-рационального (оранжевого) течения (в ряду Вольтера), ассоциирующегося с еще совершенно новым Зеленым (эмпатически-релятивистским), отмеченным надеждой на новое общество, более справедливое, более гармоничное, более уравновешенное и уважающее каждого. Эти годы (конец шестидесятых — начало семидесятых) были отмечены большой мутацией Синего / Оранжевого в отношении нравов: пилюли, феминизм, прогресс во внутреннем комфорте и повышении уровня жизни, славное тридцатилетие были правы в отношении консерватизма Синего.

Очень быстро новые поколения усваивали это новое мышление и глобальные изменения национальных взглядов, судебные процессы против Шарли Эбдо все чаще и чаще заканчивались отменой жалоб на основании «свободы мнений» — фундаментальной оранжевой темы. Рационально-индивидуалистическое течение победило Синий консерватизм, открыв дверь появлению Зеленого, связанного с открытием Другого, эмпатией, благоденствием. Тем не менее, пришлось подождать до 2000-х, пока эти последние течения действительно не закрепились в обществе: личное развитие и благополучие, права меньшинств, детей, животных, инвалидов, законы против расизма и ксенофобии, рост экологической мысли, принятие гомосексуализма (в ноябре 2014 года около 70% людей выступили за этот закон, совершенно немыслимый в шестидесятые годы) – все это признак важности принятия Зеленого (эмпатически-релятивистского) в нашем обществе. Но эта эволюция справедлива только для западного мира.

Цвета ислама

В мусульманских странах таких менталитетов нет. Почему? Просто потому, что исламские страны все еще находятся в зачаточном состоянии относительно перехода Blue-Orange, и для многих из них он еще не начался. Многие из этих стран, когда-то доминировавшие в западном колониализме, изначально отвергли западную модель, и ислам стал для них способом найти свои корни. При этом Синий сильно навязывался во всех этих странах в течение многих лет жизни, особенно в случае тоталитарных систем, как в Ираке или Ливии, под видом «Красно-Синего» ига более-менее просвещенных «деспотов» (Саддам Хусейн в Ираке, Каддафи в Ливии, Бен Али в Тунисе и т. д.). Похожая проблема в Афганистане: страна управлялась Фиолетово-Красными течениями до прихода Советов в 1979 году, попытавшихся навязать «коммунистическое» правительство (Синий), затем перешла в руки талибов в 1996 году, то есть к фундаменталистской мусульманской системе Красно-Синих. И американцы, пытавшиеся силой искоренить «Талибан», потерпели неудачу со своими Оранжевыми методами (деньги, эффективность, функциональное мышление на основе проектов и целей), в попытке превратить страну в реальную демократию, поскольку компоненты Красного (мужество, честь и индивидуальная власть) и Синего (уважение к правилам и традициям, иерархия статусов) слишком укоренены среди населения.

Внимание, Ислам не является ни Красным, ни Синим, ни каким-либо другим цветом! Как и все аутентичные религии, он может проявить себя на всех уровнях Спирали. Существует Красный Ислам (мстительный Бог), Синий (уважение к правилам, послушание), Оранжевый (светский ислам с разделением Церкви и государства) и Зеленый (открытость к уважению каждого и духовность, входящая за рамки правил Церкви), и т. д. Вот почему, во-первых, во время событий 7 января «просвещенное» сообщество Ислама, то есть люди, которые развивали в нём Оранжевые и Зеленые течения, заявляли о своей близости с газетой. Некоторые даже повторяли: «Я мусульманин, я Шарли», утверждая право жить в собственной вере в религии, данной Пророком, выражая свое желание жить в мире со свободой слова и самовыражения.

Но нужно понимать, что для Синего свобода выражения не имеет совершенно никакого смысла: вы думаете правильно или неправильно. Вы живете в добродетели или в грехе. Для верующего жить в добродетели значит жить как хочет Бог, и жить во грехе — значит отрицать божественную волю и, следовательно, отрицать Бога. Богохульство, таким образом, является отрицанием Истины и Бога откровения. Конечно для такого направления карикатуры на самое священное выражение веры воспринимаются как самое ужасное из надругательств! Карикатуры на Мухаммада — ужасные оскорбления для мусульман, которые воспримут их в лучшем случае как несоблюдение их личной веры (Blue-Orange) или скорее всего как преступление против Бога (Синий), то есть проявление сатаны. Кроме того, значительная часть мусульманского мира несет в себе чувство, что его часто унижали белые христиане, воспоминания о колониализме все еще живы в настоящем. Поэтому очевидно, что небольшая часть этого сообщества, сосредоточенная на Красном как джихадисты, захочет сразиться с оружием и отомстить за это унижение.

Оппозиция существует не между Западом и Исламом, а между двумя основными течениями мысли: Оранжевый характеризуется свободой выражения («Я могу выразить то, что хочу, включая карикатуру на кого угодно») и Синий, который видит в этом богохульство («Профанировать божественное — это святотатство, которое должно быть наказано»).

Но кто стоял за этим нападением на Шарли? Меня интересовали не мотивы убийц, а возможные намерения в терминах этапов Спирали. Был ли это Синий, Красный или даже Оранжевый, замаскированный в эти цвета? Целью Красного является внушить страх, подчинение. Он хочет показать, что он самый сильный, и кто бы не богохульствовал, он подвергнется террору. В то время как Синий хочет прекратить богохульство, используя силу только в крайнем случае. Он не ищет уничтожения Другого, но лишь признание того, что Другой ошибается. Поэтому он сначала использует правовые возможности, но на самом деле он не заботится о выводах «Оранжевого правосудия». Даже если бы обвинения против Шарли были сняты в суде, газета виновата перед Богом (только Коран может быть применен в этом случае), и богохульство должно быть наказано, чтобы оно в конце концов прекратилось. Синий хочет преподнести всё как осознание, что авторы карикатур просят прощения и возможно даже перерождаются. Если это не выйдет у правосудия, тогда можно взяться за оружие, чтобы «наказать» виновных. Наконец, не исключено, что за всем этим стояли интриги Оранжевых «макиавеллиан» (ссылка 1), и что нападения были направлены на создание реакции против Ислама. Эта реакция де-факто привела бы к контрреакции и радикализации некоторых мусульман, что поощрило бы вербовку фундаменталистских фракций вообще и ИГИЛ в частности. Возможно, в этих атаках было всего понемногу.

Эгрегор против варваров

Сначала всеобщая реакция заключалась в мистической партиципации (сопричастности), Фиолетовом слиянии, в котором все ассоциировали себя с бедствием убитых фразой «Я — Шарли». Это создало мощный эгрегор (ссылка 2), характеризующийся большой коллективной эмоцией. В течение нескольких дней все были Шарли, и создавалось впечатление национального единства, сами политики не хотели выбираться из этой фантастической коллективной энергии любви. Интересно, что каждый мог войти в это единство со своей точки зрения: католические консерваторы (Синий) в ответ на Ислам, оранжевые республиканцы выкрикивая свое возмущение против свободы слова и защищая ценности секуляризма и, наконец, Зеленые, выражая свое сочувствие журналистам и поддержку их семьям, защищая слабых от сильных, тех, кто умирает, вооружившись карандашом против варваров, вооруженных пулеметом.

В то же время оранжевый и зеленый ислам включались в коллективные эмоции, а сине-оранжевый компонент осуждал нападение, но, вспоминая карикатуры, отвергал тон журнала. Синий ислам молчал…

Но во второй раз, Шарли Эбдо, ощущая себя легитимизированным в своем призвании защищать свободу прессы от всех, кто хочет её пресечь, метнул новое копье с первой страницы нового тиража в виде рисунка Мухаммеда, говорящего «все прощено, я Шарли». Конечно, практически все мусульмане отнеслись к этому с подозрением. Экстремистские движения (Красно-Синие), как и консерваторы (Синие), подняли крик о богохульстве. В исламском мире прошло несколько маршей, в том числе в Алжире, Дакаре и Нигере. Вот очень «красный» комментарий, демонстрирующий как была воспринята публикация рисунка на обложке Шарли Эбдо: «Это касается того, что сегодня на первой странице Шарли Эбдо, вся исламская Умма должна быть готова и знать, что эта газета и все, кто её поддерживает, объявили нам мусульманам полную и беспощадную войну. Мы не должны отступать, мы должны быть едиными и бдительными, потому что наши враги порочны!» Красный чувствовал себя униженным и атакованным первой страницей Шарли Эбдо, потому что не мог понять, что на самом деле, по словам авторов, там нет никакой идеи агрессии или мести. Это больше похоже на путь в Ислам, сохраняющий его критический дух. Они всегда так говорят «Все прощено». Но здесь мы находимся в центре недоразумения, характерного для двух разных течений первого цикла Спирали: Зеленый, Оранжевый, Синий и Красный не понимают друг друга, и каждый интерпретирует поведение другого, исходя из собственных ценностей.

Шарли с интегративно-системного уровня

Интегративное и системное течение (Желтый) может созерцать только систему, посредством которой все это происходит. Желтый характеризуется интеграцией разных уровней, и он первым видит Спираль как эволюционную систему. Желтый характеризуется комплексной мыслью. У нас Эдгар Морен — яркий пример желтого мышления, которое оперирует терминами систем и видит мир как совокупность динамики во взаимодействии. В то же время, Желтый — вполне себе хамелеон, и он не стремится навязать свой путь. Он просто хочет помочь системам быть более живыми, более адаптированными, более текучими. Он не стремится возбудить ярость Красных, которые реагируют на малейшее оскорбление или задеть чувствительность Синего, но помочь всем «заинтересованным сторонам», гражданам мира, жить в лучшем взаимопонимании.

Но сегодня всё глобализуется. В семидесятые годы, когда Шарли Эбдо издевался над Папой, он был поддержан во Франции сильным «оранжевым» и «зеленым», которые поддержали его против возмущенного «синего», зная, что практически нет больше христианского «красного»: инквизиция больше не существует и преступление богохульства было удалено из французского права с 1881 года с установлением свободы печати. Таким образом, с точки зрения французского общего права карикатура, даже неуважительная, не считается богохульством. Оранжевый, являющийся основой мировоззрения Европейского Союза и ООН, фактически считает, что «права человека не защищают и не должны защищать системы убеждений». Но теперь любое событие может иметь глобальное влияние. Эффект бабочки действует постоянно: как взмах крыльев бабочки может иметь последствия для нашего климата, так выпуск экстремально левого либертарианского журнала во Франции может вывести на улицу тысячи людей во всем мире и привести к смертям в нескольких африканских странах.

Что сделал бы Желтый в таком случае? Это просто, он пытается систематически помогать всем здоровым частям различных течений, с целью способствовать их наилучшей адаптации к существующим условиям жизни. Например, он поможет синим аспектам умеренно развиваться, для того чтобы бороться с радикальным экстремизмом. Он будет способствовать строительству мечетей, а также созданию условий для их руководства умеренными имамами (вовсе не для того, чтобы помочь мусульманам покончить с какой-либо эксплуатацией или неравенством, с чем мог бы справиться и Зеленый), чтобы просто помочь всей социальной системе стать лучше. Точно так же он поможет странам, уже имеющим сильную образовательную составляющую, и уже разработавшим сильный «оранжевый» для перехода к демократии и секуляризму, зная при этом, что выборная демократия не является панацеей и что существуют более эволюционные формы управления и правительств (демократия на основе партиципации, социократия, холократия).

И это не прикидываясь ангелами, не считая мусульман лучше или хуже других людей, а просто признавая, что необходимо действовать, используя систему как она есть (а не какой она должна быть), чтобы содействовать гармоничному развитию мира. Чтобы увидеть, как Желтый работает в конкретном случае, интересно посмотреть фильм «Непокорённый» Клинта Иствуда, в котором показано, как Н. Мандела смог использовать спорт «белого» меньшинства (регби) для создания национального единства и содействовать выходу из апартеида без насилия.

В каждом случае Желтый пытается не обидеть религиозные убеждения. Он не выбирает сторону Мохаммеда, Христа или светскости, но использует лучшие их составляющие, чтобы сделать эволюцию мира более гибкой. В случае с Шарли Эбдо, если бы менталитет был более Желтым, несомненно не было бы никакого рисунка Мухаммеда в la Une после атаки.

Действительно, вопрос, который хочется задать, — зачем нужен был этот второй шок? Зачем было нападать на веру людей? Мы можем критиковать поведение людей, но зачем прикасаться к семени того, что кем-то считается священным? Можем ли мы публиковать карикатуры на Пророка и в то же время помогать коренным народам сохранять или восстанавливать священные земли? Есть немного Красного в том, чтобы оскорблять или провоцировать, даже если он скрыт за свободой выражения Оранжевого. «Я делаю и говорю то, что хочу, и я раздражаю всех, потому что мы в республике», — это поведение не «оранжевого», но «красного», который скрывается за правом каждого выразить то, что он считает и думает. Поэтому речь идет о том, чтобы спросить себя о наших собственных мотивах, когда мы ссылаемся на права человека. Конечно, мы имеем право на все это, и, как говорил Вольтер, я буду бороться за то, чтобы это было возможно, и я буду бороться со всеми фундаменталистами и террористами и всеми, кто обращает других в рабство и зависимость. Конечно это не вопрос поклонения Красному и террору, откуда бы он не шел. Но в то же время важно уметь распознать здоровую часть в каждом из течений системы, чтобы не причинить ей слишком много вреда и помочь ей развиваться.

Сознание — это драгоценный и нежный цветок, который требует внимания и любви, чтобы расти и процветать. Давайте позаботимся об этом.

Жак Фербер — developpementintegral.com

P.S .:: Для получения дополнительной информации и обучения по теме интегрального подхода и Спирали предлагается связаться с Институтом ресурсов в Бельгии http://ressources.be . Эти курсы позволят не только обрести понимание и более глубокое мастерство в Спирали, но и дадут практические навыки для более аутентичной жизни на Желтом, интегративно-системном уровне.

Примечания:

1. Макиавелли — «оранжевый» в Красно-Синей системе: как стать «лучшим» правителем, используя все возможные методы.

2. Эгрегор — концентрация индивидуальных энергий, сосредоточенных на общей мысли. Это порождает некую душу или коллективную мысль, в которую все чувствуют себя погруженными. Это всегда ассоциируется с достижением благополучия. Любители коллективных видов спорта знают об этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *