Законодатели и реформаторы

Солон

Солон считается отцом афинской демократии. Один из семи мудрецов Древней Греции, поэт, политик и коммерсант, он совершил для Афин деяния, которые пережили его на столетия и в некоторых формах дошли до наших дней.

До Солона Афинская республика была аристократической. Демос находился в кабальной зависимости от аристократов, различные группировки которых вели между собой постоянную борьбу. Кроме того, стабильность и порядок афинского полиса подрывались внешней войной за остров Саламин.

Победа и включение Саламина в состав афинского полиса стали первым крупным политическим деянием Солона. Затем он принял участие в Первой священной войне, о которой мы знаем очень мало, но известно, что после нее существенно улучшились отношения между Афинами и священным городом Дельфы. Во всяком случае, на уже созревшие к тому времени в голове Солона планы реформирования афинских порядков дельфийский оракул дал добро, что тогда имело огромное значение. Авторитет Солона очень укрепился, он стал рассматриваться как компромиссный политик, устраивающий аристократию, народ, торговцев, ремесленников, то есть все социальные слои. В 594 г. до н.э. Солон был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями, данными ему для примирения враждующих социальных группировок.

Главной его реформой считается долговая — отменялись все долги и запрещалось долговое рабство. Также Солон принял разнообразные меры для поддержки ремесленников.

В сельском хозяйстве Солон запретил вывоз зерна из Афин и стал поощрять оливководство, которое со временем стало одной из самых процветающих отраслей Греции (разрушенной современным Евросоюзом).

Денежная реформа Солона способствовала развитию активной внешней торговли Афин.

Огромное значение имела его социальная реформа — все граждане полиса делились на четыре разряда по имущественному признаку, критерием которого стал годовой доход в сельскохозяйственных продуктах (при закрепленном максимуме на землю). Самый малообеспеченный социальный слой (феты) получил право участвовать в работе народного собрания и суда присяжных.

Новый государственный орган, введенный Солоном — Совет четырехсот — стал альтернативой ареопагу, хотя функции между ними не были четко разделены.

Также впервые в истории Афин Солон ввел институт завещаний.

Законы Солона должны были оставаться в силе 100 лет, но фактически долго действовали и после. Хотя афиняне все равно были недовольны: аристократы считали свои права урезанными; демос считал, что прав недостаточно.

Солон же был утомлен постоянными распрями и отправился в путешествие на 10 лет, побывал в Египте, на Кипре и в Лидии.

В Египте он беседовал со жрецами, которые (по сообщению Платона в «Тимее») сказали ему: «Эх, Солон, Солон, вы, греки, совсем как дети, и нет среди вас ни одного старика. … у вас нет старой традиции передавать из поколения в поколение древние предания…». И рассказали Солону об Атлантиде…

Хонтхорст. Солон и Крез

На Кипре Солон подружился с местным царем. А в Лидии произошла его знаменитая встреча с царем Крезом (по Плутарху), который как известно был очень-очень богат. Они говорили о богатстве, и, как известно, не сошлись во мнениях 🙂

Когда Солон вернулся в Афины, его законы продолжали действовать, но и смуты продолжались. Ему предлагали установить тиранию, но он был против. Он вообще больше не хотел принимать участие в политической жизни. Родственник Солона Писистрат установил тиранию, и, похоже, это вполне устраивало афинских граждан. Солон же умер в преклонном возрасте вскоре после прихода к власти Писистрата.

Все описанное — это, так сказать, одна сторона медали, общеизвестная. Но у медали всегда две стороны. Вторая очень хорошо описана здесь https://www.zaxodi-v-internet.ru/solon.html . Здесь же сравнение с современностью. И вообще есть о чем подумать 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *